Пн – Сб 09:00 – 21:00

Москва, 3-я Рощинская ул, д.6

Клиника пересадки волос rth.ru
Клиника пересадки волос rth.ru

Жертвы пластической хирургии

«Плохая пластика». И как найти хорошую 

Осенью 2019 года при попытке улететь в Израиль полиция Краснодара задержала Алену Верди, несколько лет занимавшуюся пластической хирургией в одной из клиник региона. Трудилась она и в нерабочее время – делала косметологические и хирургические операции на дому. А точнее, на кушетке, обустроенной в кухне. Итог работы дамы, позже названной «Краснодарским Франкенштейном», оказался плачевным. Она нанесла вред здоровью (и это слишком изящно сказано) 16 женщинам, которые и обратились в органы. Не смогла сделать этого лишь одна девушка: во время операции круговой блефаропластики пациентке стало плохо.  Прибывшие врачи привести ее в чувство не смогли. Позже выяснилось, что все медицинские дипломы и сертификаты у псевдоврача были поддельными. И даже фамилия не настоящая. 

Резонансное дело, потрясшее страну, взял на контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Лже-хирурга сначала держали в СИЗО, потом перевели под домашний арест. До суда Верди не дожила три дня. По официальной версии – умерла от передозировки лекарств. Неофициальная – попытка суицида. В народе поговаривают, что просто ей воздалось за грехи всех тех шарлатанов, которые обезображивали и фактически уродовали людей. За все жертвы пластической хирургии 

Эта невеселая история в свое время стала тревожным сигналом: на рынке пластических услуг явно что-то неладно, ситуацию нужно менять. Каково же сегодня положение в отрасли, как она регулируется, насколько оснащены профильные медучреждения, как подготовлены кадры, насколько часто происходят ошибки пластических хирургов? И главное: как человеку выбрать хорошую клинику и врача-специалиста, которому можно доверить свои лицо и тело? 

«Зачистка» пластики «хирургическим» путем

Как самостоятельная специальность и профессия пластическая хирургия была признана в 2009 году. Но тогда, по факту, лишь состоялась «амнистия» и легализация деятельности всех тех, кто практиковал в этом направлении до принятия официальных документов. И в профессию ринулись сотни людей, которые не обладали нужной квалификацией, но быстро находили пути к получению подтверждающих ее документов. Медицинские вузы просто соревновались в скорости выдачи дипломов чуть ли не всем тем, кто был в состоянии это оплатить. 

В последующие годы регулятор в лице Минздрава, Росздравнадзора предприняли ряд шагов, которые были направлены на, образно говоря, зачистку отраслевого пространства, повышение качества подготовке врачей, условий оказания помощи в реконструктивной и эстетической пластической хирургии, минимизации неудачной пластики, тем более, числа ее жертв. Большую роль тут сыграло Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОСПРЭХ), которое ныне возглавляет известный ученый и практик, главный внештатный специалист пластический хирург Министерства здравоохранения РФ и Департамента здравоохранения г. Москвы Наталья Манутрова. «Хирургического вмешательство» в пластические слои продолжается до сих пор. И вот как оно развивалось. 

  1. Запрет профессиональной переподготовки пластических хирургов (2013 г.), где предусматривалось платное обучение на трехмесячных курсах. Низкое качество обучения и недобросовестность некоторых вузов привели к дискредитации  профессии, число представителей которой резво выросло на 3 тысячи. Главным способом повышения квалификации стала двухлетняя ординатура. 
  2. Введение ординатуры ( 2016 г.). С 1 января этого года ординатура стала единственно возможным и законным способом получения сертификата пластического хирурга. 
  3. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» (2018 г.). Документ кардинально изменил ландшафт отрасли, установил повышенные требования к оснащению, обеспеченности клиник, квалификации их персонала. Некоторыми был воспринят как избыточно жесткий, оставляющий без работы сотни врачей и провоцирующий удорожание «пластики». 
  4. Массовая проверка отрасли (2018-2019 гг.). Росздравнадзором проверено более 540 профильных медицинских учреждений, в 68% которых было обнаружены серьезные нарушения. В результате 252 клиники самостоятельно прекратили свою деятельности, 87 были закрыты с передачей дел в суды по фактам нарушения нормативных требований и уголовного законодательства, явных ошибок врачей; 
  5. Предложение о создании «белого» списка хирургов пластики и косметологов (2019 г.) Внесено группой депутатов Госдумы. В целом поддержано РОСПРЭХ. Однако встретило неоднозначную реакцию среди самих хирургов, утверждающих, что о квалификации любого из них по «бумажкам» судить невозможно. Вопрос подвис, но с повестки дня не снят. 
  6. Введение профессионального стандарта «Врач-пластический хирург» (июль 2020 г.). В части требований к квалификации работника для выполнения трудовой функции и соответствия наименования должностей и профессий в квалификационных справочниках. 
  7. Принятие ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) по направлению "пластическая хирургия" (июль 2020 г.) Основная идея – приведение обучения пластических хирургов в соответствие с профессиональным стандартом их деятельности. Предусматривается пятилетняя ординатура, вместо существующей ныне двухгодичной и, по мнению экспертов, недостаточной. 
  8. Новый порядок аккредитации специалистов (2021 г.). Решение о заявленной ранее аккредитации медработников, в том числе пластических хирургов, вместо сертификации, окончательно не принято. порядок ее проведения несколько раз пересматривался. По замыслу разработчиков, часы обучения по программам НМО (непрерывного медицинского образования) будут переведены в ЗЕТ (зачетные единицы), которых нужно минимум 250. Решающим документом для аттестации работника будет его профессиональное портфолио, критерии оценки которого до конца не выработан. Сама процедура мероприятия будет фиксироваться на видео 

В любом случае, за последние 10 лет отрасль во многом изменилась.  И к лучшему для пациентов. Во всяком случае, откровенно плохая пластика встречает реже. Но насколько изменилась квалификация профильных врачей, каким сегодня должен быть хороший хирург?    

По показаниями или по понятиям?

При оценке численности пластических хирургов в России эксперты чаше всего склоняются к цифре 1,3 тысяч. Из которых более 500 работает в Москве. Тяга к профессии, ставшей «звездной» и высокооплачиваемой, у молодежи возрастает, несмотря на более сложный путь к ее высотам. Что самое важное для профессионального признания и репутации хирурга, как этого добиваться? Откуда берутся ошибки, неудачная пластика? 

Одна из главных проблем, стоящих перед состоявшимся специалистом – лечение пациента по медицинским показаниям, а не только по его эстетическим пожеланиям.  Последние могут просто не совпадать с возможностями женского или мужского организма. Например, дама просить увеличить грудь до 6 размера. Чего по конституции ее тела делать нельзя: просто не выдержит спина. Или хотят модный «тонкий носик», который   к конкретному женскому лицу, сколь бы агрессивно не навязывались стандарты красоты, совершенно не подходит. 

Порой хирургу, как профессионалу и пациенту, как, по факту, заказчику, трудно прийти к консенсусу. Пластика, изначально развивающаяся как медицинская помощь по устранению анатомических и функциональных дефектов тканей и покровов (врожденных или полученных из-за травмы) превратилась в модную салонную (и весьма доходную) услугу. А в этой ситуации кто платит – тот и «заказывает» музыку. Тем более, что Минздрав в установочном приказе 2018 года официально предписывает, что такие услуги должны оказываться «соответственно общепринятым эстетическим нормам и представлениям конкретного пациента». Которые, как показывает практика, могут быть не идеальными. 

Как считает хирург RTH-revival Геннадий Константинов, если человеку операция не показана, исходя из врачебной этики специалист должен от нее отказаться, Тем более, если видит другие методы разрешения я вопроса. Но такую принципиальную позицию, которой приходящие на консультации люди порой удивляются, занимают далеко не все. Многие «пластики», наоборот, навязывают клиентам дополнительные, необязательные услуги. 

Есть еще и желание пациента решить пластические проблемы «сразу и все». Но любая операция – это стресс для организма, который может среагировать на нагрузку крайне негативно. Поэтому врачи RTH такой подход пациентам категорически не рекомендуют. 

Особый вопрос – врачебные ошибки пластических хирургов. Наверное, справедливо говорят, что их не допускает только тот, кто не оперирует. Но недостаточный профессионализм проявляется не более чем в 5% случаев неудачной пластики (например, задевание лицевого нерва). По статистике на 90 тысяч операций приходится от 2 до 5 % летальных исходов, которые в основном связаны с состоянием оборудования, отсутствием подготовленного анестезиолога-реаниматолога. 

В большинстве остальных случаев, которые подпадают под определение «жертвы пластической хирургии», причинами становятся непредсказуемые реакции организма, зависящие от индивидуальности, применения негодных лекарственных средств, как правило, анестезии. Очень часто судебно-медицинские экспертизы после самых громких ЧП в операционных устанавливают использование некачественного лидокаина, в том числе, неправильно указанной производителем его дозировки. 

Несмотря на обязательную подготовку к операции, очень важно, чтобы пациент как можно подробнее рассказал врачу об особенностях своего организма. Переносимость наркоза, наличие аллергии, скорость заживания ран – любая деталь может оказаться существенной для благополучного наоборот) исхода хирургического пластического вмешательства.

Нашла краса на скальпель…

Для человека, решившегося на «пластику», главное – найти хорошего хирурга и объяснить ему, чего он хочет в результате операции получить. Но вот как вычислить «того самого» кудесника скальпеля?.. 

Одни потенциальные пациенты сразу ныряют в Инстаграм и блоги. Другие шерстят форумы, отзывы и рейтинги. Лихорадочно списывают контакты и телефоны из красочной рекламы.  Кто-то с придыханием берет заветный телефон у подруги, которой все «сделали очень хорошо». Но все это может не сработать.   

  • Маркетинговые «заманухи». Не нужно покупаться на категоричные формулировки типа «уникальная авторская методика», «бескровное вмешательство» и т.д. По большому счету все в пластической хирургии давно придумано, первоисточники (часто из начала 20-го века) хорошо известны. Кстати, бескровное вмешательство означает на практике операцию при отсутствии давления или самого разреза. Категорические утверждения «100% результативность, довольны все!» тоже не совсем уместны. Неудачная пластика может быть не следствием плохой подготвки врача, а необычной реакцией организма оперируемого; 
  • Социальные сети. Особенно часто используются начинающими хирургами, которые часто обращаются со скальпелем хуже, чем с Интернетом. Только где гарантия, что фото «удачных» операций, «до» и «после» не заимствованы, а снимки с «благодарными пациентами» - не инсценировка (реально люди редко соглашаются на такие сессии);
  • Слепая вера. Подружка может искренне рекомендовать хирурга, который хорошо сделал ей, например, ринопластику. Но это совсем не означает, что этот доктор также успешно увеличит вашу грудь. Как правило, пластические хирурги имеют узкую специализацию, в которой действительно могут достигать совершенства. А вот в другой колее чувствуют себя не так уверенно; 
  • Антураж. Не стоит особо впечатляться интерьером клиники, дорогой мебелью и люстрами. По большому счету – это избыточные вещи. И интерьер не всегда адекватен мастерству персонала. Комфортно должно быть не только на ресепшн, а в операционной и в самом стационаре 
  • Ценовая политика. Дешевая пластика хорошей не бывает. Демпинг может означать использование не совсем кондиционных препаратов или желание учреждения сэкономить; 
  • Стаж хирурга. Магия цифр иногда вводит в заблуждение, поскольку в эту профессию врачи нередко приходят из смежных специальностей. Человек может действительно иметь стаж медицинской работы 20 лет, но находиться в операционной всего лишь последние 3-4 года после переквалификации 
  • «Легионеры». В России, а особенно в Москве, все чаще стали появляться иностранные специалисты. Пиетет перед «забугорными» исполнителями наш человек испытывает издавна. Хотя, если сравнивать количество жертв пластической хирургии в Америке и Европе среди тех же знаменитостей – актеров и актрис, моделей, публичных людей, то оно явно не в пользу приезжих. Для которых такие наезды часто просто коммерческие командировки. Как у престарелых футболистов из-за рубежа, уходящих на сытый покой в российских клубах. Кроме того, само право проведения оперативного вмешательства экспатами крайне сомнительно. Они редко проходят нострификацию процедуру признания образовательных документов (дипломов, сертификатов) иностранных государств, наличие их законной силы на территории государства пребывания. То есть, России.  

Действительно первоклассные специалисты обычно мало занимаются собственным продвижением и рекламой, поскольку предельно загружены. Их держит в пуле популярности «сарафанное радио», которое не обманешь, личные телефоны передаются без лишней огласки. Простой пример такого признания – любопытный случай с руководителем отделения пластической хирургии нашей клиники Алексеем Маляевым, на счету которого более 10000 операций. К нему пришел водитель городского московского транспорта, которому опущенные веки закрывали обзор движения. После успешной операции к хирургу потянулся целый автокомбинат. 

А вот что при выборе специалиста и клиники нужно сделать обязательно, то это: 

  • Убедиться в наличии у медучреждения действующей лицензии именно на оказание услуг пластической хирургии в стационаре, круглосуточного дежурства бригады анестезиологов- реаниматологов, сестры в стационаре 
  • Ознакомиться со стационаром, условиями пребывания;   
  • Не стесняться ознакомится со служебной биографией врача, его сертификатами дополнительного образования, участием в конгрее-мероприятиях, научно-практических конференциях, попросить личное портфолио;
  • Уяснить, что с 2022 года ответственность за результаты пластики клиника будет нести в течение 3 лет, а не одного года, как в настоящее время; 
  • Сделать окончательный выбор после посещения может быть двух или трех аналогичных профильных заведений 

Если вы сделали выбор, главноеобъяснить   специалисту, чего именно вы ждете от него. Не стоит приносить фото заморской знаменитости (вот так хочу!), лучше - свое, например, из молодости. А вот прислушаться к хирургу следует обязательно. Он лучше представляет последствия вмешательства, и насколько  будут органичны для ваших лица и тела те или иные коррекции. Завышенные же ожидания могут впоследствии привести к разочарованию. В общем, нужно находить разумный компромисс. И искать не резкого омоложения, а возможности выглядеть достойно и привлекательно. 

Несмотря на предварительные исследования, нужно обязательно рассказать врачу об особенностях реагирования вашего организма на анестезию, другие лекарства, свертываемости крови и других анатомических и физиологических факторов. 

Всегда исходите из того, что хороший хирург – это не оппонент, а ваш сторонник, желающий только добра. 

Пластическая автобиография

Классик утверждал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. Если отнести эти слова к медицинскому учреждению, то, наверное, метафора справедлива. И все-таки у каждого такого коллектива, в том числе, клиники RTH, есть свои особенности, о которых мы хотели бы рассказать потенциальным пациентам.

  1. Последнюю свою лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг пластической хирургии (амбулаторно и стационарно) RTH-revival получила в октябре 2020 года. Когда еще, образно говоря, летели перья после массовой, внезапной и жесткой проверки Росздравнадзора аналогичных 540 медучреждений по всем регионам страны. В результате которых 252 клиники самостоятельно прекратили свою деятельности, 87 были закрыты с передачей дел в суды по фактам нарушения нормативных требований и уголовного законодательства. За лицензией на «пластику» в тех условиях решались обращаться единицы, поскольку многими в тот момент дело казалось гиблым и  даже безрассудным: Минздрав резко повысил требования. Ко всему. От оборудования до квалификации кадров и режима лечения. Мы такую лицензию получили с первой попытки, без замечаний.
  2. В клинике ежегодно делается от 700 до 1000 операций. Эта динамика, несмотря на коронавирус, не изменилась.
  3. У нас нередки семейные визиты, когда мама приводит дочь, или бабушка – маму. Кстати, некоторым приходится добираться совсем не с соседних улиц Москвы.
  4. У строителей мостов есть давняя традиция: в момент испытаний все инженеры становятся под его пролетами. Ведь нет ничего надежней и достоверней, чем испытать что-то на себе. Не случайно услугами пластических хирургов RTH «на себе» пользуется немало сотрудников самой клиники, причем, не только женщины. 
  5. За все время работы у клиники не было ни одного конфликта с пациентами по результатам пластических операций. Вопросы по поводу нанесения какого-либо вреда здоровью пациентам в виде претензий или в судебном порядке не вставали никогда.
  6. Вся информация о работе отделения пластической хирургии, ее организации, мерах предупреждения проблемных ситуаций и безопасности пациентов абсолютно открыта и доступна посетителям сайта.
  7. В 2021 году бренд RTH отметил 25-летие своего существования. Он хорошо известен в России. И не только по знаменитому рекламному ролику 90-х «А тебе, лысый, я телефон не скажу!»… Такой репутацией дорожат, не разбрасываются ни ради денег, ни ради сиюминутных выгод. И это наш курс на ближайшие 25 лет.
Поделиться публикацией:
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в email
Автор статьи
Маляев Алексей Александрович
Алексей Александрович Маляев

Пластический хирург
Опыт более 22 лет

Записаться на консультацию

Все консультации по пластической хирургии БЕСПЛАТНЫ

Записаться на консультацию

Оставьте Вашу заявку и мы свяжемся с Вами